Главная страница

Тренинги

Как это
работает

Обо мне

Глоссарий

Фотографии отзывы

Обратная связь

ГЛОССАРИЙ

Иссследование блогов

Введение

Интернет-среда за время своего существования завоевала себе прочное место в жизни обычного человека, став не только важным источником информации, но и способом, возможно, самым простым, общения между людьми. Различных видов общения посредством глобальной сети существует множество: системы мгновенной передачи сообщений (ICQ), форумы, чаты, многопользовательские игры и другие. Одним из наиболее популярных способов существования в виртуальном мире остаются персональные или домашние странички. Сначала их создание было доступно только тем, кто умел программировать в интернете, а затем с появлением специальных конструкторов это стало значительно проще и доступно всем желающим. За время своего существования персональные странички дали начало еще одному популярному сейчас способу заявить о себе: блогам.

На сегодняшний день, одним из наиболее популярных систем блогов является Livejournal (www.Livejournal.com, "Живой журнал", "ЖЖ"), насчитывающий по всему миру более 10 000 000 пользователей . Наибольшую популярность эта система имеет в США (4 млн. учётных записей), а на втором месте находится Россия (326 тыс.). Что касается половозрастной структуры ЖЖ в целом, то согласно официальной статистике, среди пользователей мужчин 24%, женщин 51% и 25% не указали свой пол.
Для российских пользователей LJ стал одним из наиболее популярных сайтов и самым популярным блогом. Он используется не только как приватный или публичный дневник, но и как средство социализации, способ получения информации и новостей, способ приобретения новых друзей, место дискуссий и создания совместных проектов.
ЖЖ предоставляет две основные возможности «деятельности»: любой человек, зарегистрированный в системе может писать сообщения в своем дневнике или в сообществе, или комментировать сообщения других пользователей. У каждого пользователя системы есть имя – ник (nick-name), и возможность разместить на специальной странице некую информацию о себе: возраст, город и страну проживания, пол, название учебного заведения, биографию, картинку или фотографию.

В начале 90-х годов XX века казалось почти самоочевидным, что новая техническая среда (интернет) послужит источником совершенно новых моделей социального взаимодействия, которые затем будут импортированы в другие, оффлайновые, области человеческого поведения.
Связь конфигураций социальных отношений и представлений о том, какова природа их участников, являлась одной из центральных тем социальной теории в 20 веке. В этом духе, первыми исследователями интернета часто высказывалось предположение, что опыт взаимодействия в Сети будет вести к ослаблению, и, в перспективе, к полному распаду традиционных идентичностей тех, кто этот опыт приобрел. Поскольку в той модели отношений, которая задается Сетью, «каждый является тем, что он пишет», такие аскриптивные социальные категории как пол, возраст или этничность, которые составляют значимую часть идентичности современного человека, могут перестать играть столь значительную роль в сетевой коммуникации.
Самые оптимистичные прогнозы содержали даже утверждения, что сетевой опыт информационных обменов может целиком вытеснить более старые, поддерживаемые традиционными СМИ, приведя, в конечном счете, к возникновению сообществ совершенно нового типа, основанных на сетевых технологиях. В таких сообществах мгновенность связи отменяет важность пространственной близости, владение универсальным языком общения – культурных различий, а анонимность - важность любых аскриптивных категорий. Социальные теоретики типа Кастеллса и Баумана (Castells, 1997; Бауман, 2004) увидели непосредственные параллели между этой формой социальной организации – космополитической меритократией – и кочующей элитой времен глобализации. Самые оптимистичные прогнозы содержали даже утверждения, что сетевой опыт информационных обменов может целиком вытеснить более старые, поддерживаемые традиционными СМИ.
В начале 90-х мир находился в ожидании колоссальных изменений, которые должен был принести интернет – преобразования посюсторонних идентичностей в подобие идентичностей виртуальных, и, шире, превращение оффлайнового мира в придаток Сети.

Исследования блогов
Естественно, что практически сразу после появления блогов, эта система привлекла внимание исследователей (Herring, Scheidt, Wright, Bonus, 2003; Weissglass, Davis, 2002). Например, K. Weissglass (2002) выяснила, что большинство пользователей (более 60%), проводят в ЖЖ до 5 часов в неделю, чаще всего пользователи пишут о своих мыслях и чувствах, далее идут дневные дела, приятные события и друзья. Более 50% пользователей считают, что LJ способствует появлению новых друзей и развитию отношений со старыми, однако 15% утверждают, что в некоторых случаях, LJ может разрушить существующие отношения. (Weissglass, Davis, 2002). Однако исследований русскоязычной части Livejournal практически нет. И это несмотря на то, что русский язык – второй по популярности среди пользователей после английского.
Среди существующих исследований необходимо отметить работу Евгения Горного: Russian LiveJournal:The national specifics in the development of a virtual community Eugene Gorny, 2004, опубликованную на английском языке. Он сравнивал российскую и мировую аудиторию LJ.
Согласно его исследованиям, ЖЖ (русскоязычный LJ) значительно отличается от LJ в целом. Различия состоят в следующем:

1. больший средний возраст
2. преобладание взрослых специалистов (людей, имеющих специальное образование)
3. содержание дневников чаще состоит из серьезных дискуссий
4. высокая степень связанности дневников (бoльшее количество социальных связей, т.е. друзей)
5. важное значение придается чтению чужих журналов, оно зачастую превалирует над желанием вести собственный
6. ЖЖ оказывает серьезное влияние на другие сферы жизни

Автор объясняет это социально-экономическими условиями, определяющими возможность доступа в интернет. Таким образом, русскоязычное сообщество получается старше, серьезнее и интегрированнее, чем LJ в целом (Gorny, 2004).
Многие авторы задавались вопросом о секрете популярности блогов. Каваура считает, что интернет-дневники удовлетворяют потребность в самовыражении чрез самораскрытие (Kawaura, Y., Kawakami, Y., & Yamashita, K. (1998).). Этого же мнения придерживаются и другие ученые, например, Даиниэль Чендлер. Согласно его позиции, блоги (а в нашем случае дневники) служат для ответа на вопрос «Кто Я?» (Chandler, 1998).
Что же касается исследований, посвещенных мотивации авторов виртуальных дневников, то тут мнения расходятся: Килоран (Killoran, 1999) выделяет мотивы самовыражения, принадлежности и свободы, Хеверн (Hevern 2000) говорит о преобладании двух мотивов: я-мотива (самовыражение, позитивный образ Я) и они-мотива (создание среды для общения). Коммуникативный мотив в качестве основного выделяют Эриксон (Erickson (1996; «социальный гипертекст»), Карлсон (Karlsson 1998, 2000, "Социальная текстовая среда"), Доминик (Dominick 1999) и Гросс (Groth 1998, 1999) (все цит. по Doring 2002). И еще одно крупное исследование стоит упоминания. Это исследование, выполненное Данном Ли в 2005 году (Li D., 2005). Он опрашивал авторов дневников на предмет выяснения их мотивации. Отвечая на вопросы, важны ли им те или иные возможности, которые дает им их дневник, автор исследования вывел следующие ведущие мотивы в порядке их распространения:

1. документирование жизни,
2. улучшение навыков письменной речи,
3. самовыражение,
4. исследование возможностей системы,
5. информирование,
6. времяпрепровождение,
7. социализация.

Однако, стоит учитывать, что все эти работы имет своим объектом чаще всего англоязычные (или немецкоязычные) блоги, что делает проблематичным прямой перенос этих данных на русскую выборку, учитывая отличия, описанные Е.Горным.
[
На основании проведённого обзора литературы перед участниками проекта была поставлена цель анализа блогов как современного средства самопрезентации и компьютерно-опосредованной коммуникации.
В дальнейшем было выделено несколько задач:

1. Исследование отличия блогов от ранее разработанных средств компьютерно-опосредованной коммуникации
2. Исследование личностных особенностей авторов блогов
3. Исследование мотивации ведения блога
4. Исследование социальной общности людей, активно взаимодействующих в рамках интернет-сообщетва авторов блогов
5. Исследование структуры коммуникации в блог-сообществах
[править] Результаты
В ходе проведённых исследований были выделены следующие отличия блога от ранее распространившихся средств компьютерно-опосредованной коммуникации:

1.Отложенная многопользовательская коммуникация - это свойство сближает блоги с традиционными СМИ - сообщение в блоге доходит до читателя не мгновенно, как в системах мгновенных сообщений (ICQ, SMS), а тогда, когда читатель решит его прочитать (подобно сообщениям на автоответчике). Вместе с тем, в отличие от электронной почты или сообщений на автоответчик, сообщение в блоге - широковещательное, адресовано не одному человеку, а множеству людей. Наиболее близким аналогом блогов в этом смысле являются электронные списки рассылки, в которых сообщения электронной почты доставляются сразу множеству респондентов.

2.феномен доверия - в ходе ведения своего блога, автор формирует собственную репутацию - массив информации, который человек может узнать о нём из его блога. В отличие от других средств коммуникации, где объём информации об абоненте, как правило, весьма ограничен, в блогах репутация абонента может быть оценена. И большинство блоггеров, как показывают результаты опросов, вовсе не скрывают информации о себе, а, напротив, настойчиво доводят до своих читателей доказательства своей подлинности, своей реальности. Благодаря этому, к сообщению, размещённому в блоге, уровень доверия оказывается неожиданно высок. Это сильно отличает блоги от более традиционных интернет-форумов.

3.безадресность записи. Хотя многие блоггеры непосредственно в своих записях обращаются к аудитории, этого от них никто не требует. Запись человек оставляет не конкретному собеседнику, а либо себе самому, либо любому, кто захочет на неё откликнуться. Такая модель приводит к снятию #некоторых этических ограничений в общении, отсутствию необходимости ориентироваться на заинтересованность конкретного собеседника. Не каждый может себе позволить поочередно загнать в угол всех своих знакомых и рассказать им, что он думает о группе «Ленинград», футбольном клубе «Спартак» или своих перспективах в личной жизни, в то время как в блогах он может позволить себе сделать это, и не только это. И прочтут это те люди, которые заинтересовались темой записи. Если это прочтёт кто-то, кому оказалось неинтересно читать текст, он не может предъявить автору каких-либо претензий, ибо со стороны автора не было никаких попыток его к этому принудить.

В ходе исследования личностных особенностей авторов блогов (В.Л. Волохонский, 2007) были получены следующие результаты:

Можно утверждать, что авторы блогов обладают развитым логическим мышлением, сообразительны, самоуверенны, склонны к лидерству и неуступчивы, практичны, не склонны к следованию нормам, очень критичны. Отдельные личностные качества влияют на содержание записей, публикуемых в блоге. Публикация в блоге собственного творчества более свойственна людям с высокими значениями фактора «эмоциональная чувствительность» и низким самоконтролем. Ссылки на сообщения других блоггеров чаще публикуют блоггеры с высокой доверчивостью, а упоминают их ники более консервативные. Записи, посвящённые политическим вопросам публикуют блоггеры с высоким значением фактора «мечтательность» (интерес к абстрактным проблемам). Самая высокая корреляция – между наличием записей о работе и фактором «доминантность». Ненормативную лексику в своих дневниках чаще употребляют люди с высоким радикализмом и низкой моральностью (следование нормам). Помимо этого, в том же исследовании были выявлены взаимосвязи между старшим (больше 23 лет) возрастом и наличием записей о политике, а также более редким использованием ненормативной лексики.

Стратегии самопрезентации в блоге
В ходе контент-анализа (Курчакова Н.В., 2006а) «20 фактов о себе» авторов блогов было выявлено, что существует 3 типа обозначения себя автором текста: первый – через местоимение «Я», второй через местоимение «Я» и реальное имя и третий – через виртуальное имя и речь от третьего лица. Эти три типа были сопоставлены с 3 типами пользователей, выделенных в исследовании У. Фриндте, Т. Келера и Т. Шуберта, а позднее дополненными исследованиями Белинской и Жичкиной. Основание деления – влияние интернета на идентичность пользователя. По результатам сопоставления типов изменения и категорий самопрезентации, было выявлено, что пользователи разных групп используют разные типы самопрезентаций.
Так, для «любителей», для тех людей, у которых ведение интернет-дневника влияет на персональную идентичность, основными темами в самопрезентации являются темы, свзанные с реальной жизнью, такие как: жизненные события; характер; детство; семья; фигура; учеба; Дружба/отношения; желания, поведение; мечты; работа. Для «прагматиков», людей у которых ведение интернет-дневника не оказывает влияния на идентичность, характерно упоминание в ходе самопрезентации различных социальных реальных групп, членами которых они являются. Для «хакеров», людей, у которых ведение дневника влияет на социальную идентичность, которые относят себя к группе «авторов блогов», характерно самоописание, рассчитанное на аудиторию таких же авторов виртуальных дневников, в нем часто встречаются обращения к читателям (авторам блогов), упоминание других авторов.
Исследование особенностей мотивации авторов виртуальных дневников
В исследовании мотивации ведения блога (Волохонский, 2006) были выделены следующие задачи, которые может ставить перед собой автор блога:

1. общение - для многих авторов блог - средство общения с другими людьми, зачастую - иногородними друзьями
2. самопрезентация - одна из наиболее очевидных мотиваций, авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике
3. развлечение - блоги предоставляют огромные возможности по организации собственного досуга как в чтении блогов, так и в различных видах общения с авторами
4. сплочение группы, удержание социальных связей - блоги позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни отношения (с одноклассниками, бывшими коллегами) и укреплять имеющиеся
5. мемуары - традиционная функция дневника, автор надеется создать архив записей о своей жизни, который будет перечитывать в будущем
6. саморазвитие и рефлексия - блоги предоставляют возможность конструирования новой идентичности, осознания своего поведения, а подобная рефлексия способствует саморазвитию, как показано в работе Зайцевой (2006)
7. саморегуляция (психотерапевтическая функция) - многие блоггеры вполне осознанно используют свой блог для "выплёскивания эмоций", "успокоения нервов", делясь со своими читателями беспокоящими их событиями и переживаниями.

В ходе отдельного исследования (Курчакова, 2006б), посвященного мотиву выражения эмоций, были получены следующие данные:

1. Чем дольше существует дневник, тем меньше выражен мотив выражения эмоций по сравнению с исходным уровнем. Таким образом, можно заключить, что данный мотив является важным на этапе включения в дневниковую активность, а со временем он заменяется другими мотивами, например, коммуникативным.
2. В начале ведения дневника такие показатели как пол и возраст связаны с потребностью в выражении эмоций, а по прошествии времени эта связь пропадает. В начале ведения дневника, чем старше автор мужчина, тем меньше эмоциональных записей у него в дневнике, а у женщин наблюдается пик в возрасте 18-22 года, а затем также происходит снижение. Результаты проверки гипотезы показали, что в начале ведения дневника эмоциональность связана с возрастом и взаимодействием пола и возраста, а затем эта связь пропадает, и уровень эмоциональности становится примерно одинаковым. Представляется, что это говорит об усвоении неких «норм» ведения публичного дневника, некоторой деиндивидуализации.
3. Взаимосвязей потребности в выражении эмоций с личностными особенностями (измеренными с помощью 16-факторного теста Кеттелла) не выявлено.
4. эмоциональная окрашенность записей мало меняется со временем: если автор начинает вести дневник как место «излияния» негативных эмоций, то с большой вероятностью и в последствии, через несколько лет, негативно окрашенные записи будут преобладать. Отметим также, что большое количество эмоционально окрашенных записей подразумевает невысокую социальную активность автора в блогах (низкую общительность, небольшое количество друзей и т.д.), что видимо, объясняется антагонистичностью мотива выражения эмоций и коммуникативного мотива.

Ю.Е. Зайцевой (2006) был проведен анализ дневниковых записей с позиций наличия в них мотивации рефлексии и коммуникации. Рефлексивная функция связана с отображением в содержании постов событий собственной жизни автора, значимых для него переживаний или размышлений. Существенной особенностью является наличие в таком описании прямой или косвенной оценки автором представленного события. Коммуникативная функция реализуется через возможность получения обратной связи от других блоггеров в комментариях. Собственная переоценка событий, наряду с получением обратной связи от значимых других, неизбежно приводит к работе самосознания по коррекции или утверждению системы субъективных отношений - ядру личности. Форма данной коммуникации: письменная речь, отсроченность во времени, условная «анонимность» субъектов коммуникации предоставляет возможность сознательного выбора средств самопрезентации, а опосредованность взаимодействия обеспечивает необходимое чувство безопасности. Последнему способствует и возможность создания нескольких виртуальных дневников. Заинтересованность аудитории читающих провоцирует активность и регулярность ведения интернет-дневника, при этом сохраняется высокая степень свободы автора в выборе тематики, содержания и формы дневниковых записей. Все эти факторы в своей совокупности создают благоприятную среду для формирования, активного поиска и реализации индивидуального стиля личности. В сочетании с усилением иерархизации системы субъективных отношений, направленности личности это приводит к формированию индивидуальности.
Исследование сообществ авторов блогов Несмотря на то, что по форме сообщества в блогах напоминают тематические форумы, было обнаружено несколько принципиальных отличий:

• сообщества авторов блогов отличаются от форумов низким уровнем анонимности, поскольку за большинством участников сообщества стоит его дневник, из которого доступна информация о поле, возрасте, внешнем виде автора (77,5% отметили, что из их дневника можно получить информацию об их внешнем виде благодаря публикации фотографий), место работы или учебы автора (более 69%), больше половины авторов указывают в тексте своих дневников свое настоящее имя и фамилию, а так же адрес электронной почты. И только 6% авторов старается скрыть всю информацию о себе.

• Сообщества отличает от форумов описанный выше феномен «доверия» мнению других авторов, который происходит в частности за счет низкой анонимности и заботы о репутации авторов.

• В сообществах, в отличие от форумов существует иная динамика взаимодействия. Поскольку записи в сообществах ранжированы по дате их создания, то они достаточно короткое время находятся на виду у вновь прибывших авторов блогов. Следовательно, новые участники присоединяются к обсуждению только в самом начале, в отличие от форумов, где популярность темы напрямую зависит от количества новых участников, которые тем вероятнее появятся, чем дольше существует тема. В сообществах объем дискуссии зависит от вклада тех, кто начал ее. Кроме того, дискуссия приобретает со временем диалогичный (а не полилогичный, как в форумах) характер

• Самыми активными являются те сообщества, в которых происходит обмен услугами (куплю-продам), обмен советами (сообщества, посвященные проблемам отношений полов, например), обсуждение творчества или получение «справок» (где найти, как использовать тот или иной предмет). Существуют также два вида сообществ членства, к первому относятся сообщества реальных групп (например, друзья или сотрудники одной организации), а ко второму глобальные группы (жители городов, любители чего-либо). Активность этих сообществ, как правило, значительно ниже, поскольку они существуют для обозначения членства в той или иной группе.

Взаимодействие авторов дневников. В ходе изучения особенностей взаимодействия авторов дневников был исследован вопрос о причинах интересности дневника и как следствие включения в список френдов. Были проверенные гипотезы «подобия» и «дополнительности» дневников, как критерия привлекательности. Были получены следующие данные:
Для авторов виртуальных дневников характерно придерживаться принципа дополнительности в том, что касается содержания записей: автор считает интересным тот дневник, который отличается от его собственного тем, о чем преимущественно идет речь в дневнике. Но вместе с этим, авторы должны находиться на одной эмоциональной «волне», быть оба примерно одинаково эмоциональными, грубыми или позитивными.
Исследование структуры коммуникации в блог-сообществах Анализ стилевых и содержательных особенностей онлайн-дневников Кроме этого было проведено проверка распространенного мнения авторов блогов: для достижения популярности писать нужно короткие тексты, так как длинные тексты люди игнорируют и не читают. Соответственно, чем короче запись, тем больше вероятность того, что на нее будет получено большее количество комментариев, хотя бы потому, что большее число пользователей дочитают ее до конца. Были получены следующие результаты:

• Существует нелинейная зависимость длины записи и количества комментариев к ней. От 0 до 2000 знаков среднее количество комментариев растет пропорционально длине записи и составляет от 6 до 9 комментариев. А затем наблюдается резкий скачок (в среднем 17), а после этого резкое падение количества комментариев (меньше 5).

• Представляется, что ошибочное мнение авторов связано с тем, что короткие записи встречаются чаще, и поэтому при попытке вспомнить, какие посты автор в последний раз комментировал, в памяти всплывает больше коротких постов, чем длинных, что приводит к выводу о том, что для того, чтобы тебя комментировали, надо писать коротко.

• Таким образом, наибольшее количество комментариев сопутствует записям достаточно длинным, чтобы привлечь внимание читателей, но не чрезмерно длинным, чтобы не надоесть им.

В ходе анализа структуры взаимодействия в системах виртуальных дневников (Сафонова, 2006) была выдвинута концепция альтернативной экономики сообщений (по аналогии с экономикой сообщений Сакса и Щеглова). Ее отличия состоят в отcутствии ситуации «лицом к лицу» и в отсутствии определенности относительно участников разговора. В связи с этим, главный принцип альтернативной экономики сообщений гласит: я сообщаю что-то не для того, чтобы поддержать беседу (что характерно для «обычной» экономики сообщений), а для того, чтобы привлечь внимание и сообщить еще что-нибудь привлеченным ранее реципиентам. Мое сообщение создает аудиторию для следующего моего сообщения, и так бесконечно. В связи с отсутствием привычных ориентиров в общении лицом к лицу, таких как начало и конец разговора, невербальная регуляция течения разговора, паузы, взгляды и другие; в дневниках появляются специальные возможности:
• непроблематичность идентификации и начала общения: автоматические ссылки и дата сообщения, ссылки на дневники участников общения.
• возможности построения дерева разговора, с помощью которого легко разобраться в очередности высказываний и структуре дискуссии.
• отсутствие (или слабость) принуждения очереди разговора, поскольку нет понятия «поддержания разговора»
• стандартизированная и подконтрольная «невербалика»
• возможность взять свои слова назад, удалить комментарий или сообщение
Еще одним важным элементом концепции является модерация или регулирование общения. Так, автор исходного сообщения может блокировать дискуссию, не ответив на оставленные комментарии. В силу действующей негласной этики, общение без автора исходного сообщения продолжается крайне редко. Шлюзом же предложено называть такие комментарии (чаще всего автора), которые открывают простор для дальнейшей дискуссии. Затором становится отсутствие ответа на сообщение или такой ответ, который не предполагает дальнейшей дискуссии.
Исследование субкультуры авторов дневников включало в себя выделение признаков субкультуры в сообществе авторов виртуальных дневников и их описание.

1. Был выделены специфические нормы взаимоотношений: добавление в друзья, ответное добавление в друзья, порядок комментирования записи (как правило, автору исходного текста отдается предпочтение в инициации и прекращении дискуссии), большое внимание, уделяемое авторским правам на текст или идею.

2. особый язык или сленг пользователей, который включает большое количество калькированных слов и выражений (френды, комьюнити, пост), а также появление тенденции фонетизации языка для создания определенных эффектов: «аффтар», «превед».
3. наличие ритуалов: публикация информации о себе как инициация, добавление в друзья, ритуальные тесты, которые переходят от одного пользователя к другому.

4. статусные особенности и ценности: статус играет очень важную роль в сообществе авторов дневников. Существуют формальные критерии репутации: количество френдов, количество комментариев на записи, а так же неформальные: популярность, известность для сообщества блоггеров в целом, обсуждаемость. Среди ценностей сообщества авторов чаще всего отмечают такие, как свободу самовыражения (возможность писать о чем хочешь), наличие общего мнения по какому-либо вопросу, попадание в злободневную тему, возможность анонимности, возможность варьировать круг читателей

5. отпечаток на реальную жизнь. Влияние на реальную жизнь бывает двух видов: первое, это реальное знакомство с авторами блогов после общения в сети. Второе, это использование блогов реальной группой как еще одного канала коммуникации, тогда события, освещенные в блоге непосредственно влияют на жизнь людей: так если компания друзей через блог договаривается о совместном походе куда-либо, то те члены компании, у которых нет блога, могут легко оказаться выключенными из этой деятельности просто потому, что они о ней не знали. В то же время, эти «выключенные» из блоговой активности члены группы все время испытывают давление со стороны группы, направленное на приобщение к блогам.

Исследование блогифицированной группы
В исследовании В.Л. Волохонского (2007б) изучалось взаимодействие авторов, представляющих собой реальную группу знакомых вне блогов людей (на примере студентов и преподавателей факультета психологии СПбГУ). Блогификация группы проявляется в переносе части групповых процессов в блог-коммуникацию (некоторые этапы организации и рефлексии группового взаимодействия). При этом позитивным последствием для группы является укрепление групповой сплочённости, упрощение некоторых групповых процессов. Члены группы лучше узнают друг друга и могут получают новый способ поддержания контактов, группа получает новый канал рекрутирования новых членов. В то же время, внутри реальной группы проходят процессы, которые приводят к частичному «выключению» неблогифицированной части сообщества из взаимодействия. Наблюдения за деятельностью молодёжных политических объединений в Livejournal, демонстрируют схожие модели взаимодействия. Основной вывод – блогификация оказывает влияние на организацию, формируя дублирующую структуру отношений, которая частично отражает реальную, а частично её формирует.

Выводы
В результате ряда проведённых исследований можно сказать, что блоги представляют собой новую систему коммуникации, обладающую рядом отличительных характеристик, в которой складываются своеобразные традиции группового и межличностного взаимодействия. Авторы блогов, в среднем, отличаются развитым логическим мышлением, сообразительностью, доминантностью, критичностью и рядом других личностных особенностей. Ряд факторов создают в блогах благоприятную среду для формирования, активного поиска и реализации индивидуального стиля личности. В сочетании с усилением иерархизации системы субъективных отношений, направленности личности это способствует формированию индивидуальности.
Во взаимодействии авторов блогов проявляется ряд новых особенностей блогов. Одной из наиболее неожиданных является феномен доверия, связанный с низким уровнем анонимности. Этот факт наглядно демонстрирует ошибку теорий виртуальной идентичности, предполагавших возможность влияния технических средств коммуникации на процессы формирования идентичности - в ходе коммуникации в блогах новых идентичностей не формируется, но происходит поиск индивидуального стиля, отработка отдельных элементов своего образа Я. В блоги переносятся реальные взаимодействия людей, вместе с которыми транслируются и все ранее существовавшие проблемы. Возможностями анонимности в блогах практически никто не пользуется, в то время как для решения реальных проблем (купли-продажи, рекрутинга актива политических объединений) блоги используются весьма активно.
Если экстраполировать результаты исследования "блогификации" реальной группы на всё общество в целом, то можно предположить, что дальнейшая экспансия блогов в российском обществе будет приводить к упрощению поддержания связей в реальных группах, к повышению групповой сплочённости и переносу части группового взаимодействия в блог-сообщества (что уже сейчас можно наблюдать в организации взаимодействия участников, например, маргинальных политических группировок). Вместе с тем этот процесс будет оттеснять от участия в этих реальных группах людей, не включенных в блог-процесс.

В ходе выполнения проекта изучались блоги - специфическая форма самопрезентации и коммуникации - публичные дневники, содержание записей в которых авторы размещают на специализированных серверах в сети Internet (в данных исследованиях изучались только дневники, размещённые в сервисе Livejournal.com).

Были выделены основные отличия блогов от ранее разработанных средств компьютерно-опосредованной коммуникации. Первое заключаются в механизмах отложенной многопользовательской коммуникации, эта особенность роднит с традиционными сайтами и печатными СМИ: размещённое в блоге сообщение доходит до адресата не сразу, а в тот момент, когда он к нему обратится. Второе - в феномене доверия: блоггер в процессе ведения блога занимается накоплением "репутации", что приводит к повышению доверия к нему, а он, в свою очередь, не может рисковать своей репутацией. Третье - в безадресности записи в блоге, которая как правило не обращена к какому-то конкретному слушателю.
Исследование структуры взаимодействия блоггеров в блогах и блог-сообществах показало, что общение в блогах подчиняется определённым закономерностям, которые были названы альтернативной экономикой сообщений. Эта альтернативная экономика во многом повторяет систему коммуникации, имеющую место в реальном разговоре, но в некоторых аспектах существенно отличается - уже упомянутая "безадресность" первой фразы в разговоре, на которую может ответить любой желающий, тематическое ветвление беседы в комментариях. Также была опровергнута распространённая среди блоггеров гипотеза о том, что больше всего комментариев собирают самые короткие записи - напротив, больше всего комментариев получают относительно длинные записи (но не сверхдлинные).
При исследовании мотивации и личностных особенностей блоггеров были выявлены взаимодействия между личностными особенностями и содержанием записей в блоге, а также то, что блоггеры "в среднем" обладают развитым логическим мышлением, сообразительны, самоуверенны, склонны к лидерству и неуступчивы, практичны, не склонны к следованию нормам, критичны. Блоггеры начинают вести свои блоги для решения нескольких возможных задач - общение, самопрезентация, развлечение, сплочение группы, мемуары, саморазвитие и рефлексия, саморегуляция. При разделении (по влиянию интернета на идентичность пользователя) на "любителей", "прагматиков" и "хакеров" было выявлено, что пользователи разных групп используют разные типы самопрезентаций: в самопрезентации "любителей" основные темы связаны с реальной жизнью, для "прагматиков" это упоминание различных социальных реальных групп, членами которых они являются, а для "хакеров" характерно самоописание, рассчитанное на аудиторию таких же авторов виртуальных дневников.
Во время ведения блога автор усваивает некоторые "правила", вследствие чего ранние записи отличаются от поздних. Так, если количество эмоций в ранних записях зависит от пола и возраста, то в более поздних записях оно уже не зависит от этих характеристик блоггера. Возможно, это связано с тем, что блог представляет собой благоприятную среду для формирования, активного поиска и реализации индивидуального стиля личности.
Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры - особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса. Про "блогификации" реальной группы (включение её участников в процесс написания блогов) это может привести к укреплению групповой сплочённости, но при этом - исключению части участников, не ведущих блогов, из группового процесса.
Часть полученных в процессе работы результатов нашли своё отражение в выпущенном издательством СПбГУ сборнике "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность".

Подготовленные печатные работы:
1. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 199 с.
2. Соколов М.М.Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичностии режимы раскрытия персональной информации //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – с. 9-39.
3. Сафонова Т.В. Порядок интеракции в сетевых дневниках: альтернативная экономика сообщений //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – с. 56-76.
4. Зайцева Ю. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – с. 104-117.
5. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – с. 118-131.
6. Курчакова Н.В. Формы самопрезентации в блоге //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006а. – с. 132-166.
7. Курчакова Н. Особенности выражения эмоций в виртуальных дневниках //Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006б. – с. 167-199.
8. Волохонский В.Л. Личностные особенности блоггеров во взаимосвязи с содержанием их блогов. –volokhonsky.narod.ru/1.htm. – Рукопись, подготовлена для публикации. – 2007а. – 3 с.
9. Волохонский В.Л. Трансляция взаимоотношений и развитие группы в блог-сообществе (на примере студенческого научного общества факультета психологии СПбГУ). – volokhonsky.narod.ru/2.htm. – 2007б. – 9 c.
10. Курчакова Н.В. Сообщества в системах блогов. - volokhonsky.narod.ru/3.htm. - 2007а. - 9 с.
11. Курчакова Н.В. Подобие и дополняемость, как критерий привлекательности виртуальных дневников. - volokhonsky.narod.ru/4.htm. - 2007б. - 3 с.
12. Курчакова Н.В. Субкультура авторов виртуальных дневников. - volokhonsky.narod.ru/5.htm. - 2007в - 3 с.
13. Курчакова Н.В., Волохонский В.Л. Исследование влияния длины сообщения в виртуальных дневниках на количество откликов на него. - volokhonsky.narod.ru/6.htm. - 2007 - 2 с.

Про материалам, опубликованным в Интернете.

 
 
Используются технологии uCoz